Расторжение госконтракта: новые реалии. Столяров Д. Расторжение госконтракта: новые реалии // Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение. 2013. № 9. С.
Необходим образец соглашения о расторжении государственного контракта? работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», подписали Уведомление о пополнение базы документов новыми образцами.
53 — 59. На законодательном уровне однозначно решен вопрос о том, может ли государственный или муниципальный контракт быть расторгнут не только по соглашению сторон или решению суда, но и в одностороннем порядке — одной из сторон сделки. Говоря о государственном или муниципальном контракте, мы подразумеваем договор, заключенный заказчиком от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, и гражданско-правовой договор бюджетного учреждения на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, заключаемый от имени бюджетного учреждения (далее также — контракт, государственный контракт).
Этот контракт заключается в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом и иными федеральными законами, но с учетом положений Закона № 94-ФЗ <1>. ———————————. <1> Федеральный закон от 21. 07. 2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». В п. 1 ст.
1 Закона № 94-ФЗ сказано, что данный Закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений. В частности, ранее в п. 8 ст. 9 Закона № 94-ФЗ было установлено: расторжение контракта допускается исключительно по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Представленная норма давала повод рассуждать о том, что государственные контракты на выполнение работ, оказание услуг, поставку товаров могут быть расторгнуты только по соглашению сторон при наличии взаимного согласия сторон либо по решению суда (см. например, Письмо Минэкономразвития России от 04.
02. 2008 № Д04-252). В то же время в среде арбитров сложился другой подход. Позиция арбитров. Ключевой пример в судебной практике по интересующей нас проблематике — Постановление Президиума ВАС РФ от 25. 10.
- СХЕМА 1 «СПОСОБЫ РАСТОРЖЕНИЯ КОНТРАКТА ПО ЗАКОНУ. для обеспечения государственных и муниципальных нужд» принято.
- Заключение и расторжение муниципальных контрактов регулируется письменно оформленное уведомление, направьте его второй стороне.
- Муниципального контракта образец, помщь и расторжение гос контракта, стороне письменное уведомление об отказе от исполнения договора.
- Уведомление об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта от 21.10.2013 № 6 является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не.
2011 № 9382/11. В деле был рассмотрен спор о том, может ли государственный заказчик в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора подряда. Арбитражные суды решили, что государственный заказчик правомерно отказался от исполнения контракта в одностороннем порядке, вследствие чего контракт был расторгнут. Президиум ВАС их поддержал. Во-первых, стоит обратить внимание на то, что судьями была отклонена ссылка подрядчика на нормы Закона № 94-ФЗ.
Данный Закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, а не вопросы исполнения и расторжения государственных и муниципальных контрактов на выполнение подрядных работ для государственных нужд. Во-вторых, согласно ст. 768 ГК РФ к отношениям по государственным или муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной Гражданским кодексом, применяется закон о подрядах для государственных или муниципальных нужд. Получается, что ст.
768 предусмотрено принятие отдельного закона о подрядах для государственных и муниципальных нужд, однако такой закон до настоящего времени не появился. В связи с этим высшие арбитры посчитали, что в правовом регулировании подрядных работ для государственных и муниципальных нужд приоритет остается за нормами Гражданского кодекса. В первую очередь, применяются ст.
ст. 763 — 767 § 5 «Подрядные работы для государственных или муниципальных нужд». А в части, не урегулированной данными статьями, в зависимости от вида подрядных работ следует ориентироваться на положения § 3 «Строительный подряд» или 4 «Подряд на выполнение проектных и изыскательских работ», а затем — на общие положения о договоре подряда (§ 1). В отношении возможности одностороннего отказа заказчика от исполнения договора применению подлежат последние. В частности, в п. 2 ст. 715 ГК РФ говорится: если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В рассматриваемой ситуации отказ государственного заказчика от исполнения государственного контракта мотивирован ненадлежащим исполнением подрядчиком своих обязательств, а факт ненадлежащего исполнения установлен судами на основании исследования и оценки представленных в материалы дела доказательств. Значит, применение судами к отношениям сторон п. 2 ст. 715 ГК РФ обоснованно, а вывод о том, что односторонний отказ заказчика от исполнения контракта влечет его расторжение в силу п. 3 ст. 450 ГК РФ, является правильным.
(В соответствии с п. 3 ст.
450 ГК РФ в случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.
Подведем итог. Государственный контракт является договором поставки (договором подряда, договором на оказание услуг) и регулируется как общими положениями гражданского законодательства об обязательствах, так и нормами, установленными в Гражданском кодексе для отдельных видов договоров. Данный подход, в частности, означает, что требование о расторжении государственного контракта может быть заявлено в суд только после получения отказа другой стороны на предложение расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии — в 30-дневный срок. Это следует из п. 2 ст.
452 ГК РФ. Спор о расторжении договора может быть рассмотрен судом по существу исключительно при наличии доказательств, подтверждающих принятие истцом мер по урегулированию спора с ответчиком, предусмотренных названным пунктом (п. 60 Постановления Пленума ВС РФ № 6, Пленума ВАС РФ № 8 от 01. 07. 1996). Примеры из арбитражной практики:.
- Постановление ФАС ВВО от 29. 03. 2013 по делу № А29-4998/2012 (исковое заявление администрации о расторжении муниципального контракта оставлено без рассмотрения);. - Постановление ФАС ВВО от 19. 03. 2013 по делу № А38-3279/2012 (досудебный порядок уведомления ответчика о расторжении контракта бюджетным учреждением соблюден, поэтому вывод судов о наличии основании для расторжения спорного контракта обоснован). Федеральным законом от 07.
06. 2013 № 114-ФЗ, вступившим в силу с 07. 06. 2013, список оснований для расторжения контракта, приведенный в Законе № 94-ФЗ, расширен за счет возможности одностороннего отказа стороны контракта от его исполнения. Получается, что теперь и заказчик, и поставщик (исполнитель, подрядчик) однозначно вправе заявить о расторжении договора в одностороннем порядке в соответствии с гражданским законодательством и это не вызовет само по себе спора. Самое главное — контрактом должна быть предусмотрена такая возможность (п. п.
1, 9 новой ст. 19. 2 Закона № 94-ФЗ). В то же время при определенных обстоятельствах заказчик обязан расторгнуть контракт в одностороннем порядке (вне зависимости от того, предусмотрена ли данная возможность условиями контракта). Инициатива заказчика. Предположим, в условиях контракта указано, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Так, односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) допускается в случае существенного нарушения договора одной из сторон (п. 1 ст. 523 ГК РФ). При этом нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным при следующих обстоятельствах:.
- поставлены товары ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;. - неоднократно нарушены сроки поставки товаров. В соответствии с п.
4 ст. 523 ГК РФ договор поставки считается измененным или расторгнутым с момента получения одной стороной уведомления другой стороны об одностороннем отказе от исполнения договора полностью или частично, если иной срок расторжения или изменения договора не предусмотрен в уведомлении либо не определен соглашением сторон.
В случае с государственным контрактом другие сроки установлены Законом № 94-ФЗ. Кстати, до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчик может провести экспертизу поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги. Тогда односторонний отказ от исполнения контракта возможен только в том случае, если экспертом (экспертной организацией) будут подтверждены факты нарушения условий контракта, выступившие в качестве основания для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (п. п. 2, 3 ст. 19.
2 Закона № 94-ФЗ). Согласно п. 4 ст.
19. 2 Закона № 94-ФЗ заказчик начинает с того, что в течение одного рабочего дня с момента принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта размещает его на официальном сайте и направляет поставщику (исполнителю, подрядчику).
Доставка может быть осуществлена по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика, указанному в контракте, либо иным способом, если он обеспечивает фиксирование уведомления о вручении и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику. Только при надлежащем уведомлении поставщика можно считать данный шаг выполненным заказчиком. Причем датой уведомления признаются:.
- дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику уведомления;. - дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика по его адресу, указанному в контракте;. - дата по истечении 30 дней с момента размещения на официальном сайте решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта (при невозможности получения подтверждения или информации). Именно от этой даты отсчитывают 10 дней, по истечении которых решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, а контракт считается расторгнутым (п. 5 ст. 19. 2 Закона № 94-ФЗ).
До истечения названного срока решение может быть отменено, если поставщик устранит нарушения условий контракта, послужившие основанием для его принятия, и компенсирует заказчику затраты на проведение экспертизы (если таковая была). Но обратный ход невозможен, если условия контракта нарушены поставщиком повторно. Обязанность заказчика. В силу п. 7 ст. 19. 2 Закона № 94-ФЗ заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в ходе исполнения контракта будет обнаружено, что:.
- поставщик не соответствует установленным конкурсной документацией либо документацией об аукционе требованиям к участникам размещения заказа путем проведения торгов;. - поставщик предоставил недостоверную информацию о своем соответствии указанным требованиям, что позволило ему стать участником конкурса или аукциона. Обратите внимание! Сведения об участниках размещения заказа, уклонившихся от заключения контракта, а также о поставщиках, с которыми в связи с существенным нарушением ими условий контрактов последние расторгнуты по решению суда или в порядке, установленном ст.
19. 2 Закона № 94-ФЗ, указываются в реестре недобросовестных поставщиков. Эти сведения будут исключены из реестра только через два года (п. 10 ст. 19 Закона № 94-ФЗ). Включение поставщика в реестр недобросовестных поставщиков может обернуться для него тем, что он не сможет участвовать в торгах (пп.
2 п. 2 ст. 11 Закона № 94-ФЗ).
Инициатива поставщика. Поставщик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством, если такая возможность предусмотрена условиями контракта (п. 9 ст. 19. 2 Закона № 94-ФЗ).
Например, основанием для одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку товаров может явиться неоднократное нарушение заказчиком сроков оплаты товаров или неоднократная невыборка им товаров (п. п.
1, 3 ст. 523 ГК РФ). Действия поставщика аналогичны тем, которые должен совершить заказчик при принятии решения об одностороннем отказе от исполнения контракта. В течение одного рабочего дня о принятом решении следует известить заказчика. Датой надлежащего уведомления заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта признается дата получения поставщиком подтверждения о вручении заказчику этого уведомления.
Через 10 дней после даты уведомления решение поставщика вступает в силу, а контракт считается расторгнутым (п. 11 ст.
19. 2 Закона № 94-ФЗ). Если в этот срок нарушения условий контракта, ставшие основанием для принятия указанного решения, будут устранены, поставщик обязан отменить свое решение.
На основании изменений, внесенных в Закон № 94-ФЗ, расторжение государственного контракта в одностороннем порядке возможно только в случае, если соответствующее право заказчика и (или) поставщика предусмотрено условиями сделки. Исключение из данного правила касается заказчика, который обязан расторгнуть контракт, если обнаружит, что поставщик не соответствует требованиям, предъявленным к участникам размещения заказа при проведении торгов, или им была предоставлена недостоверная информация о своем соответствии названным требованиям. Процедура расторжения контракта запускается, когда заказчик или поставщик принимает решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, о чем в обязательном порядке должна быть уведомлена другая сторона. Через 10 дней после надлежащего уведомления решение вступает в силу и контракт считается расторгнутым. Но возможен и обратный ход, если виновная сторона устранит нарушения условий контракта, явившиеся причиной для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Обратите внимание: правила, изложенные в статье, продолжат действовать и в следующем году, несмотря на то, что Закон № 94-ФЗ с 01. 01. 2014 утратит силу. Приходящий ему на смену Федеральный закон от 05. 04. 2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» содержит аналогичные требования, касающиеся порядка расторжения контракта (см.
ст. 95).